ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Целью судебной психологической экспертизы является определение имеющих юридическое значение фактических данных о психологических особенностях, характере и закономерностях психической деятельности человека.
На разрешение данной экспертизы могут быть вынесены любые вопросы психологического содержания, требующие применения специальных психологических познаний, имеющие отношение к делу и имеющие юридическую значимость (например, какие индивидуально психологические особенности лица могли повлиять на его поведение в исследуемой ситуации; имеются ли у несовершеннолетнего лица признаки отставания в психическом развитии; способен ли подэкспертный осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий).
Особое место в системе психологической экспертизы занимает психолого-педагогическая экспертиза.
Целью данной экспертизы является определение имеющих юридическое значение фактических данных о психологических особенностях ребенка при решении таких вопросов, как развод супругов, лишение родительских прав, воспитание ребенка, а также для решения вопросов, связанных педагогической деятельностью учителей, разработкой новых образовательных программ.
Педагогика — единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые изучают образовательную деятельность.
В обыденной ситуации мы под этими терминами представляем область жизни и деятельности людей, которая относится к сфере образования, воспитания и развития личности.
Педагогика — одна из общественных наук, которая исследует процесс воспитания человека, то есть её предметом является воспитание: как из ребёнка в ходе его общения и взаимодействия с общественными коллективами (семья, учебные, воспитательные, производственные, уличные сообщества и т.д.) складывается (воспитывается) личность — существо социальное, сознательно и ответственно относящееся к окружающему миру, преобразующее этот мир. Закономерности этого процесса выявляет и изучает педагогика.
Задачей психолого-педагогической экспертизы при рассмотрении судебных дел является психологический анализ личности всех заинтересованных в процессе лиц (ребенка, отца, матери), их иерархии ценностей, системы эмоциональных отношений (в том числе, друг к другу), на основании которого даются рекомендации эксперта психолога и педагога относительно места проживания ребенка и участия родителей в процессе воспитания. При этом данный порядок должен свести к минимуму психотравмирующие для ребенка последствия развода родителей, обеспечить гармоничное и разностороннее развитие личности.
На разрешение данной экспертизы могут быть вынесены следующие вопросы:
- насколько благоприятен микроклимат в семье;
- к кому из родителей ребенок привязан больше;
- имеются ли с психологической точки зрения у матери или отца обстоятельства, препятствующие их общению с ребенком;
- почему в настоящее время ребенок отказывается проживать с тем или иным родственником?
- с кем из родственников в настоящее время, по мнению специалистов, ребенок будет чувствовать себя более комфортно лучше?
- каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?
- имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?